Новости

Правовое регулирование деятельности Федеральной нотариальной палаты

НАУЧНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по теме: «Анализ соотношения положений Устава Федеральной нотариальной палаты, регулирующих выборы президента палаты, с действующим законодательством Российской Федерации»

1. Анализ пределов правового регулирования Федерального закона «О некоммерческих организациях» применительно к деятельности Федеральной нотариальной палаты.

Предмет регулирования и область действия Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определен статьей 1 этого закона, согласно п. 1 которой указанный Федеральный закон определяет правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций как юридических лиц, формирования и использования имущества некоммерческих организаций, права и обязанности их учредителей (участников), основы управления некоммерческими организациями и возможные формы их поддержки" органами государственной власти и органами местного самоуправления. Федеральная нотариальная палата является юридическим лицом, созданным на территории Российской Федерации в форме некоммерческой организации, и, следовательно, положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» подлежат применению к ее деятельности.

Вместе с тем следует учитывать, что статьей 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлен субсидиарный принцип применения. этого закона применительно к тем некоммерческим организациям, деятельность которых регулируется иными федеральными законами. В соответствии с п. 2 указанной статьи данный Федеральный закон применяется по отношению ко всем некоммерческим организациям, созданным или создаваемым на территории Российской Федерации, постольку, поскольку иное не установлено самим этим законом или иными федеральными законами. В Федеральном законе «О некоммерческих организациях» не содержится специальных положений применительно к деятельности такого вида некоммерческих организаций как нотариальная палата. Однако, такие положения, устанавливающие специальное правовое регулирование деятельности нотариальных палат и, в частности, Федеральной нотариальной палаты, содержатся в главе VI Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 № 4462=1.

Таким образом, положения Федерального закона «О некоммерческих организациях» подлежат применению к деятельности Федеральной нотариальной палаты в субсидиарном порядке, лишь постольку поскольку ее деятельность не урегулирована Основами законодательства Российской Федерации о нотариате.

2. Анализ правового регулирования положениями статей 1, 28, 29, 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» порядка избрания исполнительного органа некоммерческой организации, применительно к случаю, когда по итогам голосования за каждого из кандидатов проголосовало менее 2/3 лиц, обладающих правом голоса.

Порядок избрания исполнительного органа некоммерческой организации относится к отношениям по управлению этими организациями. Согласно п. 1 ст. 30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. В соответствии со специальными положениями ст. 31 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате исполнительными органами Федеральной нотариальной палаты являются правление и президент.

Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» установлено, что данный Федеральный закон определяет лишь основы управления некоммерческим организациями. К числу этих основ согласно п. 1 ст. 28 относятся порядок формирования органов управления некоммерческой организации и порядок принятия ими решений.

В частности, п. 3 ст. 29 установлено, что образование исполнительных органов некоммерческой организации относится к исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией.

В соответствии с п.п. 3 и 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» решение высшего органа управления некоммерческой организацией по вопросу образования исполнительных органов некоммерческой организации принимается единогласно 'или квалифицированным большинством голосов в соответствии с данным Федеральным законом, иными федеральными и учредительными документами. Таким образом, некоммерческая организация в своих учредительных документах должна учесть указанную основную процедуру принятия высшим органом управления решения по вопросу образования исполнительных органов единогласно или квалифицированным большинством.

Случаи, когда в ходе выборов исполнительного органа (единоличного исполнительного органа) путем проведения указанной выше основной процедуры его избрания по итогам голосования за каждого из кандидатов проголосовало менее 2/3 лиц, обладающих правом голоса (квалифицированного большинства), Федеральным законом «О некоммерческих организациях» не урегулированы.

3. Анализ возможности восполнения в учредительных документах некоммерческой организации пробелов в правовом регулировании вопросов выборов ее исполнительного органа, в случаях, когда по итогам голосования за каждого из кандидатов на должность исполнительного органа проголосовало менее 2/3 лиц, обладающих правом голоса.

Помимо основных положений, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», в том числе и о наличии основной процедуры избрания исполнительных органов учредительные документы некоммерческой организации в соответствии с п.   3   ст.   14 названного Федерального закона могут содержать и иные не противоречащие законодательству положения.

Поскольку последствия невозможности принятия высшим органом управления решения по вопросу образования исполнительных органов (единоличного исполнительного органа) путем проведения основной процедуры голосования за соответствующего кандидата квалифицированным большинством голосов законодательством прямо не урегулированы, учредительными документами могут быть установлены положения, устанавливающие дополнительные процедуры, необходимые для принятия такого решения, в том числе путем проведения второго тура выборов, итоги которого могут определяться простым большинством голосов, отданных за одного из тех кандидатов, которые в первом туре не смогли набрать квалифицированное большинство голосов.

4. Анализ соотношения положений статьи 24 «Выборы Президента палаты» Устава Федеральной нотариальной палаты с действующим законодательством Российской Федерации.

Статьей 24 «Выборы Президента палаты» Устава Федеральной нотариальной палаты» установлено, что при наличии нескольких кандидатов в Президенты Палаты на должность Президента считается избранным тот, кто наберет не менее 2/3 голосов уполномоченных представителей нотариальных палат, зарегистрированных на начало проведения Собрания представителей нотариальных палат. В случае, если ни один из кандидатов в Президенты не наберет указанного большинства голосов, назначается второй тур голосования, проводящийся на этом же Собрании. Во втором туре в список для голосования включаются два кандидата, за которых было отдано наибольшее количество голосов. Кандидат, набравший во втором туре голосования наибольшее количество голосов, считается избранным в Президенты Палаты.

Как следует из отмеченных положений статьи 24 Устава Федеральной нотариальной палаты, предусмотренная п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» основная процедура принятия высшим органом управления решения об избрании единоличного исполнительного органа квалифицированным большинством ими предусмотрена. Положения о проведении второго тура голосования в случае, если ни один из кандидатов в Президенты не наберет указанного большинства голосов, о включении в список для голосования во втором туре двух кандидатов, набравших наибольшее количество голосов в первом туре, а также о принятии решения об избрании Президента во втором туре голосования простым большинством голосов относятся к иным не запрещенным Федеральным законом «О некоммерческих организациях» положениям учредительных документов некоммерческой организации.

Следует также иметь в виду, что согласно статье 29 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате Федеральная нотариальная палата организует свою деятельность на принципах самоуправления. Статьей 31 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате содержит прямое указание на то, что полномочия собрания представителей нотариальных палат, к которым относится избрание Президента Федеральной нотариальной палаты, регламентируются уставом Федеральной нотариальной палаты. Указанные законодательные положения вытекают из того, что Федеральная нотариальная палата является особой некоммерческой организацией, основанной в отличие от подавляющего большинства некоммерческих организаций на обязательном членстве в силу закона, одной из основных задач которой является осуществление публичных функций. В связи с этим установление в учредительных документах Федеральной нотариальной палаты только основных положений об избрании Президента квалифицированным большинством, предусмотренных Федеральным законом «О некоммерческих организациях», крайне недостаточно, поскольку это может привести к патовой ситуации, когда Президент не сможет быть избран бесконечно многое количество раз, что повлечет невозможность осуществления Федеральной нотариальной палаты ее деятельности, в том числе выполнения публичных функций.

Отмеченные положения статьи 24 Устава Федеральной нотариальной палаты соответствуют требованиям Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и Федерального закона «О некоммерческих организациях» и направлены на недопущение ситуаций, когда решение об избрании Президента Федеральной нотариальной палаты не может быть принято собранием представителей нотариальных палат.

Кроме того, следует учитывать, что согласно ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате устав Федеральной нотариальной палаты регистрируется в порядке, установленном для регистрации уставов общественных объединений. Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации общественных объединений, является Министерство юстиции Российской Федерации. В соответствии подпунктом 1 части 23 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» одним из оснований- для отказа в государственной регистрации общественного объединения является противоречие положений устава общественного объединения Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации. На этом же основании общественному объединению может быть отказано в регистрации изменений, вносимых в ее устав. На момент регистрации действующей редакции Устава Федеральной нотариальной палаты, содержащей отмеченные положения статьи 24 (04.04.1997), Федеральный закон «О некоммерческих организациях» уже вступил в силу на территории Российской Федерации. Факт регистрации Министерством юстиции Российской Федерации действующей редакции Устава Федеральной нотариальной палаты, включая положения статьи 24 дополнительно подтверждают соответствие этих положений Конституции Российской Федерации, Федеральному закону «О некоммерческих организациях», а также иным федеральным законам.

Таким образом, отмеченные положения статьи 24 Устава Федеральной нотариальной палаты, направленные на дополнительное регулирование вопросов по принятию решения о порядке формирования единоличного исполнительного органа Федеральной нотариальной палаты, не противоречат действующему законодательству и в соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией и ее учредителями (участниками).

5. Исследование вопросов законодательного определения понятия «квалифицированного большинства» (2/3 от общего числа лиц, обладающих правом голоса) и обоснованности применения понятия «квалифицированного большинства», проголосовавших в первом туре, ко второму туру.

Действующее законодательство Российской Федерации не содержит легального определения понятия «квалифицированного большинства». Применительно к отношениям по избранию того или иного органа юридического лица соответствующими законами квалифицированное большинство устанавливается путем определения конкретных долей от общего числа участников высшего органа управления этого лица, правомочного на избрание такого органа. Положения п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которым решение высшего органа управления некоммерческой организацией может быть принято квалифицированным большинством голосов, такого определения конкретных долей не содержат. Исходя из положений п. 2 ст. 1 и п. 3 ст. 14 Федерального закона «О некоммерческих организациях» следует что конкретное арифметическое определение этих долей могут быть установлены специальными федеральными законами об отдельных видах некоммерческих организаций, а при отсутствии специального законодательного регулирования - самими некоммерческими организациями.

Установленное статьей 24 Устава Федеральной нотариальной палаты квалифицированное большинство в 2/3 голосов, присутствующих на собрании, полностью соответствует положениям п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Однако, поскольку отношения, связанные с проведением второго тура голосования, урегулированы в данной статье специальными положениями, предусматривающими простое большинство голосов для принятия решения об избрании Президента Федеральной нотариальной палаты, положения п. 4 ст. 29 Федерального закона «О некоммерческих организациях» о необходимости квалифицированного большинства для принятия этого решения в отношении второго тура голосования не подлежат применению.

Заведующий отделом
гражданского законодательства,
кандидат юридических наук
        
В.Н. Литовкин



В МЕЩАНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУДг. МОСКВЫ

Истец: КОРСИК Константин Анатольевич
Зарегистрирован
по адресу: г. Москва, ул. Пре­чистенка, д. 30/2, кв.34;
Адрес для корреспонденции: 119021 Москва, Зубовский б-р, дом 15, стр.2;
Контактные телефоны
: (495) 247-10-97.

Ответчик: Федеральная нотариальная палата
Адрес: 101000 г. Москва, Бобров пер. д.6, стр.3

Третьелицо: Вице-президент Федеральной
нотариальной палаты Кашурин Николай Иванович
Адрес: 101000 г. Москва, Бобров пер. д. 6, стр.3
Государственная пошлина в размере 100 руб. 00 коп. заявителем уплачена.

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

13-15 апреля 2008г. состоялись заседания Собрания представителей нотариальных палат (далее - Собрание), являющегося коллегиальным высшим органом управления Федеральной нотариальной палаты (далее -ФНП). Председателем Собрания являлся Вице-президент ФНП КАШУРИН Н.И.

На начало проведения Собрания зарегистрировались и получили мандаты 79 уполномоченных представителей нотариальных палат субъ­ектов Российской Федерации (далее - Участники).

В ходе заседания, состоявшегося 14 апреля 2008г., Собрание в два тура провело выборы Президента Федеральной нотариальной палаты (далее - Президент ФНП).

Я являлся одним из четырех кандидатов на должность Президента ФНП, включенных в список для голосования на Собрании решением Правления ФНП от 28 февраля 2008г.

После проведения тайного голосования Участников и установления его итогов, Собрание должно было подвести (определить) результаты первого тура выборов Президента ФНП в том порядке, который установ­лен ст. 24 Устава ФНП, то есть признать избранным Президентом ФНП кандидата, набравшего в первом туре голосования не менее 2/3 голосов Участников (не менее 53 голосов). В случае, если ни один из кандидатов в Президенты ФНП не наберет указанного количества голосов, Собрание должно было назначить и провести второй тур выборов.

По итогам тайного голосования, зафиксированным в Акте Избира­тельной комиссии ФНП, оглашенном в 17 час.20 мин. 14 апреля 2008г., ни один из кандидатов в Президенты ФНП не набрал 2/3 голосов Участ­ников. Наибольшее количество голосов Участники набрали я (36 голосов) и кандидат КАШУРИН Н.И. (28 голосов).

В связи с тем, что, ни один из четырех кандидатов в Президенты ФНП не набрал 2/3 голосов Участников, Избирательная комиссия ФНП, а затем и Собрание в соответствии с требованиями ст. 24 Устава ФНП признали выборы в этом туре несостоявшимися. После этого решением Собрания был назначен и проведен второй тур голосования.

В список для голосования во втором туре были включены только я и КАШУРИН Н.И., то есть те кандидаты, за которых в первом туре было отдано наибольшее количество голосов.

После проведения тайного голосования Участников и установления его итогов, Собрание должно было подвести (определить) результаты второго тура выборов Президента ФНП в том порядке, который установлен ст. 24 Устава ФНП, то есть признать избранным Президентом ФНП кандидата, набравшего во втором туре голосования наибольшее количество голосов Участников (не менее 40 голосов).По итогам тайного голосования во втором туре, зафиксированным в Акте Избирательной комиссии ФНП, оглашенном в 18 час. 00 мин. 14 ап­реля 2008г., я набрал 41 голос, то есть наибольшее количество голосов Участников.

Однако в этом же Акте вопреки итогам голосования во втором туре и установленным ст. 24 Устава ФНП правилам подведения результатов выборов, Избирательная комиссия ФНП признала выборы Президента ФНП несостоявшимися, а Собрание большинством голосов утвердило этот Акт, и тем самым незаконно и необоснованно признало состоявшие­ся выборы Президента ФНП несостоявшимися.

Указанное решение принято ФНП в лице Собрания незаконно с на­рушением правил подведения (определения) результатов второго тура выборов Президента ФНП в том порядке, который установлен ст. 24 Ус­тава ФНП в редакции, действовавшей на момент проведения выборов, и нарушает мое право кандидата на должность Президента ФНП, набрав­шего в этом туре наибольшее количество голосов Участников, на при­знание избранным Президентом ФНП.

ФНП является некоммерческой организацией, представляющей со­бой профессиональное объединение нотариальных палат субъектов Рос­сийской Федерации1.

Соответственно решения ее коллегиального высшего органа управления, нарушающие права и свободы гражданина, могут быть об­жалованы гражданином в суд по месту нахождения органа объединения по общим правилам искового производства с учетом особенностей , ус­тановленных Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», включая особенности срока обращения в суд за защитой нарушенного права, возложение бремени доказывания законности обжалуемого решения на ответчика и др.

1 ст. 3 Устава ФНП, ст.ст. 29, 31 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 4462-1, ст. 2 Федерального закона от 12 января 1996г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

2 эти особенности установлены положениями ст.ст. 5,6,7 Закона РФ «Об

Этот порядок рассмотрения иска установлен взаимосвязанными положениями ст.ст.5, 6,7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27 апреля 1993г., ст. 4 Федерального закона от 14.11.2002г. № 137-ФЗ «О введение в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», пунктом 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.01.2003г. №2 «О некоторых вопросах, возникших в связи с принятием и введением в действие Гражданского процессуального Кодекса РФ».

На основании изложенного, в соответствии с взаимосвязанными положениями ст. 7 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и реше­ний, нарушающих права и свободы граждан» № 4866-1 от 27 апреля, 1993 г.,

Прошу:

1.Отменить как незаконное решение Собрания представителей но­тариальных палат субъектов Российской Федерации от 14 апреля 2008г. о признании несостоявшимися второго тура выборов Президента Феде­ральной нотариальной палаты.

2.Обязать Федеральную нотариальную палату в лице Собрания представителей нотариальных палат субъектов Российской Федерации определить результаты выборов Президента Федеральной нотариальной палаты, состоявшихся 14 апреля 2008г., на основании итогов тайного голосования во втором туре в порядке, установленном ст. 24 Устава Фе­деральной нотариальной палаты в редакции, действовавшей на дату проведения указанных выборов.


Истец:   
                          image001.jpg
                                                                          К.А. КОРСИК

Приложение:

1.Копия Выписки из «Протокола № 20 Собрания представителей но­тариальных палат субъектов Российской Федерации» от 13-15 ап­реля 2008г.
2.
Копия Устава ФНП.
3.Квитанция об оплате государственной пошлины.
4.2 копии жалобы.

 
 
Опубликовано: 10 июня 2008